Как выделиться в потоке других кандидатов при поиске работы

На самые привлекательные вакансии поступает по несколько сотен, а иногда даже по несколько тысяч откликов. Важно выделиться, чтобы заметили именно вас. Сейчас, когда конкуренция за рабочие места выросла, и интервью проводятся в основом в удаленном формате, при котором обойти других кандидатов только за счет личного обаяния труднее, умение выделиться в потоке стало еще важнее. Но что значит — выделиться?
Ирина Хоменко
Ирина Хоменко
карьерный консультант, руководитель HR-проектов

Среди рекрутеров ходят легенды о необычных кандидатах. Кто-то присылает на почту резюме, оформленные в фирменном дизайне компании. Кто-то пишет резюме или сопроводительное письмо чуть ли не в стихах. Кто-то приносит на очные собеседование угощение, чтобы продемонстрировать свое дружелюбие, кто-то придумывает что-то еще.

На самом деле для успешной самопрезентации не обязательно проявлять суперкреатив и пытаться подружиться с рекрутерами. Всё проще.
1. Внимательно прочитайте текст вакансии

Поверьте, это уже станет вашим плюсом. Многие соискатели не утруждают себя этим и откликаются почти на всё подряд, не глядя. И работодатели стали использовать в качестве очень простого, но действенного фильтра от таких неразборчивых откликов просьбу написать в сопроводительном письме определенную информацию или даже кодовую фразу. Об этом пишут в тексте вакансии, и эту просьбу замечают только те, кто ее внимательно читает.

Руководитель рекрутинговой компании Алена Н. рассказывает про сложности поиска на ключевую позицию: «Ищу операционного директора. В тексте вакансии написано, что для этой вакансии обязательно нужно прислать сопроводительное письмо, назвать в нем свои сильные стороны и максимальное количество сотрудников, которое было в подчинении. Немного грустной статистики: поступило более 500 откликов, из них 98% отклонены на этапе чтения сопроводительного письма или по причине его отсутствия (многие даже не заметили, что оно нужно). Привожу рейтинг наиболее популярных сопроводительных писем. Они состояли из одной строчки:

    «Прошу рассмотреть мое резюме»;
    «Со мной можно связаться по телефону такому-то»;
    «Резюме во вложении».

Только 9 человек из 500 (!) написали в письме то, о чем я спросила, и имели релевантный вакансии опыт. Их я и пригласила на собеседование. Остальные продолжают поиски хорошей работы и, возможно, очень удивляются, почему на их отклик не отреагировали».

Совет: внимательно прочитайте описание вакансии, составьте свое резюме под нее, а в сопроводительном письме напишите то, что важно именно для этой вакансии. Мы не раз рассказывали, как важно адаптировать резюме под вакансию (если, конечно, речь не идет о массовой линейной должности).
2. Будьте пунктуальны

Иногда предложение о работе получает не самый талантливый, а просто самый ответственный и собранный кандидат.

Рассказывает Ирина, HR-директор крупной ИТ-компании:
«Пару лет назад наш офис располагался на территории бывшего завода. Нужно было долго петлять среди зданий, чтобы найти нужный подъезд. Как-то мы открыли вакансию ведущего специалиста — и начался поиск. Чтобы людям было легче до нас добраться, мы сделали на сайте карту со стрелками и опознавательными знаками, но кандидаты все равно опаздывали. Кто на 5, кто на 20 минут, кто еще дольше. Каждый пятый просто не доходил до офиса — такая вот статистика.

И вот готовлюсь я как-то к интервью, просматриваю резюме и понимаю, что забыла к письму-приглашению для этой кандидатки прикрепить карту! Уже беру трубку, чтобы звонить и объяснять дорогу, но тут мне сообщают, что девушка уже на месте. Оказалось, что она сама заранее проверила адрес офиса на карте, построила маршрут и приехала заблаговременно. Вроде бы мелочь, но на фоне остальных кандидатов, которые даже с отправленной им заранее схемой опаздывали, это выглядело преимуществом. Всё наше следующее взаимодействие тоже было четким и слаженным, и именно ей мы в итоге сделали предложение о работе».

Совет: проверяйте локацию офиса заранее и приезжайте заблаговременно.
3. Отрепетируйте заранее мини-самопрезентацию

«Расскажите о себе» — частая фраза на собеседовании по поводу любой вакансии, кроме разве что линейных. Стандартная ситуация, но многие кандидаты всё равно часто начинают мяться, смущаться, теряются. Продумайте и отрепетируйте ответ заранее — и вам будет гораздо проще, покажете себя в выгодном свете на фоне большинства.

Это должна быть краткая информация — у вашего интервьюера не так много времени, чтобы выслушивать мельчайшие подробности биографии каждого кандидата. Значение этой короткой речи (максимум минуты на три) очень простое — вы должны убедить, что подходите на эту должность. Подумайте, что важно для этой вакансии. Об этом и расскажите. Где-то нужно сделать акцент на опыте публичных выступлений, а где-то — на аналитических способностях и навыках работы с отчетами.

Совет от Натальи Дубинниковой, карьерного консультанта:
«Важно рассказать о себе с позиции тех задач, под решение которых компания ищет специалиста. Пример из практики. Один талантливый коммерческий директор решил сменить направление и стать генеральным директором. На собеседованиях он бодро рассказывал о своем опыте. Но всегда — как о коммерсанте. Подача, описание опыта и даже терминология — всё выдавало в нем отличного продажника, а не управленца-стратега. Такой подход, как вы понимаете, сильно мешал трудоустройству. Поэтому перед собеседованием обязательно займитесь подготовкой своей презентации. Выпишите ключевые навыки, описанные в вакансии. Вспомните свой опыт и качества, которые максимально соответствуют вакансии. Составьте краткий текст о себе, включая эти тезисы. Порепетируйте речь несколько раз перед зеркалом, чтобы исключить волнение».

Совет: сначала продумайте и запишите основные тезисы своего рассказа, потом проговорите. Попросите кого-то из близких вас послушать и поделиться впечатлением (может, что-то стоит исправить).
4. Не стесняйтесь сказать о чем-то вне работы

Если у вас есть навыки, которые вы активно применяете в других сферах жизни (не только на работе), это может стать частью вашей самопрезентации и значительно усилить ее.

Елена, руководитель финтехкомпании, осталась под большим впечатлением от одной претендентки на позицию руководителя проектов.
«К сожалению, Ольга не приняла наше предложение, — рассказывает Елена. — Но она запомнилась из вереницы кандидатов тем, что рассказала о своей семье как об одном из важнейших жизненных проектов. Всё это было в полушутливой форме, но меня по-настоящему впечатлило, как составлено ее расписание, как она все успевает с тремя детьми и в курсе всех их дел. Конечно, эта собранность была только дополнением к тому основательному опыту, который она получила, работая 10 лет в одном банке».

Совет: подумайте, какие ваши навыки будут особенно полезны компании, и добавьте их в самопрезентацию.
5. Закрепите впечатление

В американском бизнес-этикете есть правило: отвечать на деловые письма и писать благодарности за проведенную встречу в течение 24 часов. Хотите выделиться среди десятка кандидатов — напишите вашему интервьюеру после собеседования. А если уже после разговора вам пришла в голову удачная мысль, о чем еще стоило бы сказать, чтобы еще лучше подчеркнуть, как вы замечательно подходите для этой вакансии, обязательно используйте эту возможность.

Дмитрий, директор по развитию, называет это «правилом экстра-мили»:

«Недавно мы сделали предложение PR-менеджеру, которая прямо на встрече стала предлагать идеи для нашего продвижения, а после прислала мне небольшую подборку статей, на которые можно ориентироваться при создании материалов. Еще был такой случай: я собеседовал парня на должность разработчика, он спросил, кого еще мы ищем, и сразу после встречи прислал мне контакты своих бывших коллег — тестировщика и аналитика. Если человек так активно проявляет себя до старта сотрудничества, то и в работе обычно выкладывается на сто. Мы сделали ему предложение».
Как не надо: способы самопрезентации со знаком минус

«Парный выход». Инна, менеджер по персоналу, поделилась такой историей: «Около года назад мы искали коммерческого директора. И получили на почту компании необычное резюме — сразу два кандидата в одном документе и текст составлен достаточно игриво. Что-то вроде «Маша Ромашкина и Дима Кошкин — ваш новый отдел продаж». Хотя в резюме были описаны проекты этой пары, директор отказался рассматривать необычный тандем. Объяснил это тем, что продажи — дело серьезное».

«Жгучее желание». Энтузиазм — дело хорошее. Но не путайте его с назойливостью.

«Мы искали кандидата на роль финансового директора. Один кандидат очень понравился по резюме — внушительный послужной список, постоянное повышение квалификации. Собеседование прошло прекрасно, кроме того момента, когда я пошла проводить кандидата до лифта. Минут 10 он настойчиво расспрашивал меня, как прошла встреча, и требовал чуть ли не письменных гарантий, что он прошел на следующий этап. Руководитель, который пошел меня искать, застал этот момент и потом поделился со мной, что этот парень слишком уж навязчив. После нашего отказа я еще неделю получала от него смс и письма с просьбой дать ему шанс», — рассказывает Ольга, специалист по подбору.

«Впечатление чужого». Анна, менеджер по персоналу, считает, что внешний вид (а именно — стиль) кандидата — первый сигнал совпадения или несовпадения на вакантную должность.

«Вспоминаю две ситуации. Моим первым местом работы был банк. Как-то пришлось искать дизайнера интерфейсов в департамент по разработке продуктов. Мне порекомендовали талантливого парня с блестящим опытом. Руководитель увидел его резюме и попросил назначить сразу совместную встречу. И вот приезжает кандидат (а дело было летом) в шортах, майке и с голубыми волосами (а это происходило лет 7 назад, тогда такой образ был редкостью). Заходим с ним в переговорку, а там сидят два руководителя в костюмах-тройках. Нет, с ним, конечно, не попрощались сразу же. Интервью провели, но сразу стало ясно, что его проекты и банк — две разные вселенные, он не впишется.

А после банка я перешла работать в ИТ-стартап. Здесь, наоборот, цветными волосами никого не удивишь. Искали мы недавно менеджера проекта и, когда кандидат приехал в офис, сразу поняли — увы, не наш человек. У нас Аgile, а он приверженец жестких форматов. Наш лидер ходит в спортивной толстовке, а кандидат приехал в костюме с запонками».

Сейчас, когда большинство интервью проводится удаленно, риск произвести не то впечатление из-за внешнего стиля минимален, в этом смысле стало проще. Правда у удаленного интервью есть свои особенности — не забывайте о них.

Комментариев нет:

Отправка комментария

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле