Рекомендации, которые помогут превратить резюме или речь на собеседовании в цельную историю с перипетиями и выводом.
Сегодня
одни воспринимают сторителлинг как модный тренд, другим это слово уже
успело набить оскомину. При этом, хотя термин вошел в обиход недавно,
практика, которую он обозначает, существует уже тысячи лет. Это
искусство рассказа, известное человечеству с древнейших времен. Надо
сказать, что за тысячи лет методы создания историй не так уж сильно
изменились: людям до сих пор интересны интригующие завязки, приключения,
развитие персонажа и неожиданные финалы.
Сегодня,
когда количество и многообразие контента бесконечно растут, произвести
впечатление скучной страницей учебника или стандартным перечислением
пунктов биографии все труднее. Поэтому становится популярнее, например,
геймификация — уже мало кого удивляет, что обучение сотрудников
эффективнее проводить через игру. А о сторителлинге, который еще недавно
мог казаться несерьезным или избыточным («какие сказки, когда речь идет
о важных вещах?»), говорят все чаще.
Общие
принципы сторителлинга можно использовать для того, чтобы рассказать о
себе как специалисте, своих идеях и профессиональных успехах. Вот
несколько советов, как создать нарратив — то есть историю, которая будет
разворачиваться в воображении аудитории во время вашего рассказа или
чтения текста и обеспечит вам преимущества.
1. Начните с идеи
В
первую очередь, сторителлинг предназначен не для того, чтобы развлечь
публику, а для того, чтобы транслировать идеи. Это заметно даже по
народным сказкам и басням Лафонтена и Крылова. Сказочные сюжеты могут
казаться абсурдными, но все детали и действия приводят к финальному
сюжетному твисту или морали.
Сделайте так, чтобы
ваша история работала на конкретную идею, которую вы хотите донести: «Я
отличный специалист в своей сфере», «Наши методы — инновационные», «Вот
как мы выстроили процесс, чтобы добиться результатов». Положив идею в
основу, легче выстроить рассказ о себе — сразу станет понятно, о чем
говорить в первую очередь и к чему вести.
2. Свяжите «главы» между собой
Далеко
не все люди всегда движутся по четко проложенной профессиональной
траектории. Бывают моменты, когда нас уносит в разные сферы. Существуют
проекты, за которые мы беремся из интереса или чтобы попробовать себя в
чем-то новом. Это расширяет навыки и умения, однако слишком «пестрое»
резюме может создать у рекрутера ощущение, что соискатель хаотичен и не
знает чего хочет.
Сильное разнообразие опыта —
повод не умалчивать о пунктах собственной профессиональной биографии, а
превратить их в сильные стороны. Объедините разрозненные факты в единую
историю, обозначив, как разные проекты связаны между собой, и что именно
каждый из них дал вам как профессионалу. Скажем, работа в двух далеких
друг от друга сферах в сумме может обеспечить редкие междисциплинарные
навыки.
3. Предложите решить проблему
Когда
от нас что-то зависит, мы всегда становимся внимательнее. Поэтому метод
можно использовать на выступлениях и собеседованиях, когда аудитория
начинает скучать, а ее внимание — рассеиваться. Также он подойдет для
презентаций и рассказов о себе в свободной форме: трудно оторваться от
текста, который уже зацепил внимание, поставив читателя перед вызовом.
Пусть
проблема будет острой и интересной. Тогда другие люди станут
полноправными участниками повествования, которым достанется роль
детективов, арбитров или экспертов. В такой форме вы можете рассказать о
вполне тривиальных проектах, будь то создание спецпроекта или
разработка логотипа. Главное, чтобы задача формулировалась как
увлекательный кейс — это не только вовлечет других в решение, но покажет
вас как заинтересованного специалиста.
4. Используйте универсальные механики
Так
же, как в видеоиграх конкретная механика может сочетаться с разными
сюжетами, способы подачи истории могут быть едиными для различных тем.
Изобретать велосипед не нужно. Не важно, хотите ли вы рассказать о том,
почему вы прирожденный лидер, или о том, почему хотите уйти во фриланс и
стать «свободным художником».
Вы можете говорить
о своих навыках, опыте или идеях, используя одну и ту же схему, которая
выходит у вас лучше всего. Например, начинать с самоопределения и
освещения целей, потом рассказывать об интересных кейсах, а заканчивать
прямым обращением к слушателям.
5. Приводите интересные примеры
Уверены,
в вашем опыте наберется достаточно задач и решений, которые заслуживают
того, чтобы о них рассказать. Не стесняйтесь вспомнить и обдумать их
заранее, можно даже составить список. Примеры складываются из мелких
деталей, перечисление которых покажет ваше внимание к мелочам.
Вот
как английский экономист Тим Харфорд описывает работу Стива Джобса над
проектом здания компании Pixar. Описание не только дает понять, как
именно строился офис, но и воссоздает чувство глубокой увлеченности,
которое владело Джобсом.
Впрочем,
важно не переборщить. Слишком детализированные и прочувствованные
описания, уводящие от главного, тратят время рекрутера и могут сыграть
не на руку соискателю. В каждом конкретном случае имеет смысл отдельно
решить, насколько уместен подробный рассказ. Если самое важное уже
сказано, а вас все еще слушают, можно немного дать волю вдохновению.
6. Сделайте вывод и прогноз
В
работах психолога Пола Гудмана осмысление того, как человек реализовал
желание, называется «фазой постконтакта». Согласно гештальт-психологии,
сначала человек готовится к контакту с явлением (в том числе,
информационным), потом вступает в него, а потом анализирует случившееся.
Вас захотели выслушать, теперь важно, чтобы этот опыт был оценен как
позитивный и полезный.
В истории нужна красивая
точка, которая поможет закрепить материал и помешать аудитории его
забыть: «Вот поэтому вы выслушали меня не зря». Это своего рода мораль
вашего выступления. Кроме того, нелишним будет предположение о том,
каких крупных результатов вы могли бы достичь в будущем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий