Вас пригласили
на собеседование? Поздравляем! Расскажем, что делать, если вы очень
волнуетесь, а до встречи осталось всего несколько часов. Самым тревожным
помогут упражнения, правильная подготовка к разговору и хороший настрой
во время собеседования.
Волнение
на собеседовании — это нормально. Принимать меры надо лишь тогда, когда
оно мешает поддерживать профессиональный разговор.
Если вы знаете, что тревожность — ваша слабая
сторона, а выступление перед публикой сопровождается трясущимися руками и
спутанными мыслями, прислушайтесь к нашим советам.
Разрешите себе принять отказ
Самое
неприятное в собеседовании — это возможность отказа. Иногда долгий
поиск работы или проблемы с деньгами только подстегивают волнение.
Кажется, что нужно во что бы то ни стало получить работу, а об отказе
даже думать не хочется.
На каждую вакансию
приходят десятки, сотни, а иногда и тысячи откликов. Поэтому даже
статистически шанс получить отказ на нескольких собеседованиях подряд
довольно высок. Подготовьтесь к ситуации заранее: да, вам могут
отказать, но это не конец.
Поработайте с этой
мыслью. Скажите себе, что отказ не самое страшное в жизни. И что вы
обязательно найдете подходящую работу. Продумайте самый неудачный
вариант развития событий, преувеличивайте детали до абсурда: рекрутер
смеется над личной жизнью, менеджер ругает за старомодный костюм,
директор компании лично выгоняет из здания... Когда сценарий станет
совсем уж фантастическим, вы почувствуете облегчение. И волнение уже не
будет таким сильным.
Встряхнитесь и следите за телом
Состояние
«меня всего трясет» можно снять, если на самом деле потрясти руками и
кистями рук. Между телом и эмоциями есть сильная связь, и ее можно
использовать, чтобы снизить волнение. Представьте, что вы быстро
стряхиваете воду: с плеч, с локтей, с кистей. И вместе с водой
стряхиваете напряжение.
Дрожат коленки — сядьте
удобно и разомните суставы, потемнело в глазах — прикройте их на пару
минут и сделайте несколько медленных глубоких вдохов и выдохов.
Если
от тревоги потеют ладони, просушите их и постарайтесь согреть.
Разомните пальцы, ополосните руки в теплой воде и насухо вытрите
полотенцем.
Возьмите с собой бутылочку воды или с самого начала попросите попить у рекрутера: на встрече может внезапно пересохнуть в горле.
Чтобы
настроиться на разговор с незнакомцем, используйте ораторское
упражнение. Подойдите к зеркалу или любой отражающей поверхности.
Посмотрите себе в глаза и сделайте десять глубоких вдохов. Вдыхайте
медленно и не задерживайтесь на выдохе. Сохраняйте внимательный взгляд.
Это поможет сконцентрироваться и успокоиться.
Перед тем, как начать разговор:
- Выдохните. Начинайте говорить на выдохе, а не с переполненными легкими.
- Расслабьте и опустите плечи: это поможет не зажимать голос.
- Помните о цели разговора. Концентрация на своих ощущениях только увеличивает панику. Поэтому в момент ответа вспомните, к какой мысли сейчас идете: что вы достигли таких-то результатов, что сейчас интересуетесь такими-то задачами или по таким-то причинам пришли в эту компанию. Сейчас вам нужно только одно — донести эту мысль собеседнику.
Прорепетируйте ответы
Есть
классические вопросы, которые всегда задают на собеседованиях. Какой у
вас опыт работы, чем занимались в предыдущей компании, почему ушли
оттуда и чего ждете на новом месте. Пробегитесь по своему резюме и
коротко запишите, о чем расскажете эйчару.
Особое
внимание уделите трудным вопросам. Например, если вас уволили, то об
этом обязательно спросят. Продумайте, как ответить на такой вопрос.
Постарайтесь избежать обвинений в адрес прежнего начальника, говорите
только о фактической стороне дела.
Задавайте вопросы
Неуверенность
возникает еще и от недостатка информации. А сможете ли вы быть полезны
на новой работе? Все ли вам известно про график, зарплату, сферу
ответственности? Не стесняйтесь расспросить о новом месте. Выясните,
чего ждет от вас руководитель, какие задачи нужно будет решать. Когда
инициатива у вас в руках, общаться гораздо легче.
Этот
прием хорош и тем, что помогает дополнить рассказ о своем опыте.
Возможно, вы уже чем-то подобным занимались или ваши прежние знания
могут помочь по-новому подойти к задаче.
Следите
за темпом речи. В тревоге речь может ускоряться или сильно замедляться, в
зависимости от индивидуальной реакции. Если заметили, что говорите
слишком быстро и жестикулируете активнее обычного, сознательно тормозите
себя. Сдерживайте скорость речи, успокаивайте жесты. Мозг среагирует на
это и поддержит торможение, речь вернется к нормальному ритму.
Работодатели тоже люди
Кандидату
может казаться, что собеседование проводят непробиваемые сверхлюди,
которые никогда не волнуются и очень хорошо умеют держать себя в руках.
На самом деле эйчары такие же люди, как и все остальные. А если
собеседование проводит будущий руководитель, то он сам находится в
непривычной для него ситуации. Желание подобрать хорошего сотрудника
может быть настолько сильным, что с волнением придется справляться и
ему.
Сохраняйте доброжелательный тон общения,
ведите разговор спокойно. Общение без лишнего напряжения поможет обоим
получить достаточно полезной информации и расстаться довольными друг
другом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий