Федеральное
государственное бюджетное учреждение «Администрация морских портов
Охотского моря и Татарского пролива» (далее — Администрация) — одна
из трех администраций морских портов Дальневосточного бассейна. В зону
ее ответственности входят порты Ванино, Де-Кастри, Магадан,
Николаевск-на-Амуре,
Охотск и Советская Гавань.
Особенности каждого порта зависят от его
территориального расположения, которое
сказывается на режиме работы. Так, Ванино,
Советская Гавань, Де-Кастри, Магадан осуществляют круглогодичную навигацию, а морские порты Николаевск-на-Амуре и Охотск
приостанавливают работу на зимний период.
Кроме того, отличия между портами заключаются в их основном назначении, экономической значимости, пропускной способности,
а также в уровне технической оснащенности
объектов портовой инфраструктуры. В совокупности данные обстоятельства оказывают
свое влияние на количество судозаходов в
морские порты и объем грузооборота.
Рассматривая
перспективы развития морских портов, необходимо отметить, что особое
внимание в данном вопросе уделяется
финансовому участию государства и крупных
частных (негосударственных) компаний. Как правило, финансирование
направлено на переоборудование существующей портовой инфраструктуры, а
также строительство новых современных перегрузочных терминалов.
Морской порт Николаевск-на-Амуре
В Свободненском районе Амурской области
Дальневосточного ФО запланировано строительство Амурского газоперерабатывающего завода. Он станет крупнейшим в России и
одним из крупнейших в мире производств по
переработке газа.
Амурский ГПЗ необходим для подготовки многокомпонентного газа, поступающего по газопроводу «Сила Сибири» с Якутского и Иркутского центров газодобычи, создаваемых ПАО «Газпром» в рамках реализации Восточной газовой программы.
Товарной продукцией Амурского ГПЗ будут метан, этан, пропан,
бутан, пентан-гексановая фракция и гелий.
Очищенный метан будет экспортироваться в
Китай.
Данный проект станет толчком к социально-экономическому развитию районов Дальнего
Востока. Деятельность, связанная со строительством Амурского ГПЗ, предусматривает
большой объем перевалки грузов через порты Хабаровского края, в том числе через морской порт Николаевск-на-Амуре. В этой связи
с началом строительства Амурского ГПЗ с 2018
года планируется увеличение объема грузоперевозок через морской порт Николаевск-на-Амуре на 15–20%.
Морской порт Де-Кастри
В течение последних лет на акватории морского порта Де-Кастри и на подходах к нему
проводятся комплексные инженерные изыскания в рамках подготовки проектной документации по объекту «Проект «Сахалин-1».
Дальневосточный комплекс по производству
сжиженного природного газа. Морские сооружения». Данный проект предполагает
строительство одной технологической линии
мощностью 5 миллионов тонн с возможностью расширения на базе ресурсов проекта
«Сахалин-1».
В 2018–2020 годах через морской порт Де-Кастри планируется перегрузка большого количества крупногабаритных грузов, завозимых
консорциумом компаний Combi Lift и «ГК Спецтяжавтотранс» для строительства Амурского
ГПЗ. Суда, следующие из иностранных портов,
будут приходить в Де-Кастри и производить
перегрузку грузов на мелкосидящие баржи,
построенные специально для этого проекта;
далее предполагается буксировка через морской порт Николаевск-на-Амуре в Амурский
лиман и по реке Амур до места назначения.
Морской порт Охотск
Последние 5 лет отмечается стабильное
увеличение объема грузооборота в порту
Охотск (+50% по сравнению с 2015 годом). В
2017 году планируется увеличение объема завоза в порт Охотск золотосодержащей руды.
Кроме того, в рамках федеральной программы реконструкции малых северных аэропортов в
будущем году Охотский район получит большое количество строительных материалов,
которые будут доставляться морским путем.
Морской порт Магадан
Регулярно
в рамках «северного завоза» через Магаданский морской порт
осуществляется перевалка угля, завозимого из портов Восточный и Ванино
для Магаданской ТЭЦ и части
колымских котельных, а также дизтопливо и
бензин для автомобилистов и золотодобытчиков. Перевозка данных грузов в
этом году
осуществляется на борту судна, носящего созвучное название «Золото
Колымы». В 2016
году через морской порт Магадан было перевезено около 355 тысяч тонн
нефти.
В настоящее время в морском порту Магадан осуществляется реконструкция причалов № 4 и № 5 с прилегающими к ним операционными площадками. Это впоследствии позволит увеличить пропускную способность причала № 5 и даст возможность переработки на причале № 4 крупнотоннажных контейнеров и генеральных грузов.
Согласно распоряжения Правительства
РФ № 1288-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 14 октября
2003 года № 1491-р», морской порт Магадан
включен в перечень морских портов страны,
в которые разрешается заход (выход) судов и
иных плавсредств, транспортирующих ядерные материалы, радиоактивные вещества и
изделия, их содержащие, в транспортных упаковочных комплектах. В настоящее время на
рассмотрении Минтранса России находятся
документы по внесению изменений в Обязательные постановления по морскому порту
Магадан о возможности переработки грузов
1-го и 7-го класса опасности на причале № 2.
Реализация данных мероприятий вызвана
необходимостью завоза исследовательской
аппаратуры для проведения изыскательских
работ в Примагаданском секторе Охотского
моря. Впереди освоение нефтеносного шельфа, а также другие важные проекты, которые
смогут обеспечить работой порт в полном
объеме.
Морской порт Советская Гавань
Морской порт Советская Гавань специализируется на перегрузке навалочных, генеральных, лесных и нефтеналивных грузов, включая
грузы северного завоза. Также в порту развита
перевалка морепродуктов для нужд рыбоперерабатывающих комплексов, производящих
продукцию на внутренний рынок России.
В соответствии с распоряжением Правительства России от 27 февраля 2010 года № 237-р «Об установлении границ морского порта Советская Гавань» здесь начал свою работу универсальный причал ООО «Компания «Ремсталь». В августе 2017 года на указанном причале первое судно «Atayal Star» произвело загрузку 15 тысяч тонн угля. К концу 2017 года планируется увеличение объемов экспортируемого угля до 100 тысяч тонн в месяц.
Морской порт Ванино
В настоящее время основные задачи развития морского транспорта решаются в рамках
различных государственных программ. Так,
постановлением Правительства РФ от 19 марта 2017 года (в редакции 04.08.2017) № 384-Р
«Об утверждении схемы территориального
планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего
водного транспорта) и автомобильных дорог
федерального значения» до 2030 года в морском порту Ванино предусматривается строительство и реконструкция объектов морской
инфраструктуры порта, морского терминала
в бухте Мучке мощностью 24 миллиона тонн
в год, реконструкция береговых сооружений
автомобильно-железнодорожного паромного
терминала Ванино — Холмск, строительство
морского терминала для перегрузки угля в
районе мыса Бурный мощностью 15 миллионов тонн в год.
Сегодня данные программы успешно реализуются. В бухте Мучке компанией АО «ВаниноТрансУголь» ведется строительство
одного из крупнейших терминалов Дальнего
Востока — транспортно-перегрузочного комплекса для перегрузки угля и железорудного концентрата.
На южной стороне бухты Ванина в районе
причала № 20 ООО «Причал» ведутся изыскательские работы для строительства портового
комплекса по перегрузке глинозема закрытым
способом. Ввод комплекса в эксплуатацию
планируется к 2020 году. Грузооборот составит 3 миллиона тонн в год.
Восемь
лет в порту Ванино успешно работает один из самых молодых и современных
угольных терминалов России, построенный
и введенный в эксплуатацию АО «Дальтрансуголь». При первоначальной
проектной мощности 12 миллионов тонн угля в год грузооборот угольного
терминала АО «Дальтрансуголь»
уже в 2016 году составил 19,58 миллиона тонн
угля. К 2020 году АО «Дальтрансуголь» будет
перерабатывать 30 миллионов тонн в год.
По вопросам развития объектов береговой
инфраструктуры Администрацией проводится
работа со стивидорными компаниями и заинтересованными коммерческими организациями, регулярно организовываются встречи и
совещания.
Также
данная работа проводится на заседаниях Совета по морской деятельности
при губернаторе Хабаровского края, по результатам которых Администрация
получает поддержку на региональном уровне.
В связи с перепрофилированием стивидор-
ной компании ОАО «Порт Ванино» на перевалку навалочных грузов (уголь) и вводом в
эксплуатацию угольного терминала АО «Дальтрансуголь» в морском порту Ванино ежегодно увеличивается количество судозаходов
судов водоизмещением от 35 000 до 170 000
тонн и длиной от 180 до 290 метров.
С учетом возросшей заинтересованности
крупных грузоотправителей ОАО «Порт Ванино» активно инициируется решение вопроса
касательно обработки крупнотоннажных судов путем рейдовой перегрузки (перегрузка
с судна на судно на рейдовом перегрузочном
комплексе).
Однако Обязательными постановлениями
по морскому порту Ванино не предусмотрены
места (районы) для оказания оператором услуг по организации перегрузки грузов с судна
на судно.
Для
решения технологической задачи по
осуществлению погрузочно-разгрузочных работ на рейде морского порта
Ванино необходимо проведение мероприятий по формированию пакета
разрешительных документов,
в том числе по значительному расширению
границ акватории морского порта. При реализации указанных мероприятий на
акватории
морского порта Ванино появятся дополнительные якорные стоянки, зоны
маневрирования и места приема лоцмана.
При этом развитие морской отрасли невозможно без развития иных направлений
транспортной системы России: основная масса грузов поставляется в порты по железной
дороге. На сегодняшний день провозная способность ДВЖД на железнодорожной линии
Комсомольск-на-Амуре — Ванино составляет
35,1 миллиона тонн в год.
Фактический объем грузооборота портов Ванино и Советская Гавань за первое полугодие 2017 года составил около 15,1 миллиона тонн. Анализ данных показателей позволяет сделать прогноз, что к концу 2017 года грузооборот составит 31 миллион тонн.
Весенне-летняя навигация, с точки зрения
морского судоходства, наиболее благоприятный период, когда совокупность факторов
(хорошие погодные условия, техническая оснащенность грузовых терминалов и, конечно
же, провозная и пропускная способность железной дороги) позволяют максимально эффективно использовать портовые мощности
и увеличить грузооборот. В период осенне-зимней навигации зачастую влияние человеческого фактора на увеличение показателей
судозаходов и грузооборота порта во многом
ограничено именно неблагоприятными погодными условиями.
Вместе с тем мощности перегрузочных комплексов морских портов Ванино и Советская
Гавань уже сейчас позволяют переваливать
около 45 миллионов тонн в год (ОАО «Порт
Ванино» — 14 миллионов тонн в год, ООО
«Трансбункер-Ванино» — 4 миллиона тонн в
год, АО «Дальтрансуголь» – 24 миллиона тонн
в год, грузовые комплексы порта Советская
Гавань — 3 миллиона тонн в год). Учитывая
перспективу строительства новых грузовых
комплексов и наращивание объемов уже действующих морских терминалов, в 2023 году
планируется увеличение общего объема грузооборота до 80 миллионов тонн в год, что
потребует гарантированной готовности ДВЖД
к перевозке такого количества грузов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий